9 декабря 2003 года в Мадриде странами, участниками ООН открыта для подписания Конвенция против коррупции, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 1 ноября 2003 года.
Конвенцией учрежден Международный день борьбы с коррупцией - 9 декабря, который ежегодно отмечается государствами – членами ООН. В этот день государства – члены ООН информируют общественность о национальных мерах по противодействию коррупции.
Целью учреждения Международного дня борьбы с коррупцией, как указано в резолюции Генеральной Ассамблеи – углубление понимания проблемы коррупции и роли Конвенции в предупреждении коррупции и борьбе с ней.
В числе первых Конвенцию подписала и ратифицировала Российская Федерация.
Борьба с коррупцией в Российской Федерации обозначена в качестве приоритетной задачи.
Одной из основных задач органов прокуратуры на современном этапе является противодействие проявлениям коррупции, масштабы которой создают реальную угрозу стабильности и безопасности общества, подрывают доверие к правоохранительным органам, порождают социальную напряженность.
На сегодняшний день отечественная юридическая практика исходит из того, что коррупция – это неправомерное использование должностным лицом, государственным или муниципальным служащим, руководителем коммерческой или некоммерческой организации, депутатом своего статуса для незаконного обогащения, незаконного получения услуг либо реализации иных, материальных личных интересов.
Указом Президента РФ от 01.04.2016 № 147 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2016 – 2017 годы, которым предусмотрены мероприятия, направленные на достижение конкретных результатов в работе по предупреждению коррупции.
Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее ФЗ № 273) на органы прокуратуры возложена координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализация иных полномочий в области противодействия коррупции, установленных федеральными законами.
В целях реализации этих функций Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка утвердил новую стратегию работы органов прокуратуры по противодействию коррупции. В соответствии с ней прокуроры ориентированы не только на проведение проверок исполнения законов о государственной и муниципальной службе, но и на выявление коррупционных проявлений, а также порождающих их причин и условий.
Федеральным законом от 03.07.2016 № 324-ФЗ в Уголовный кодекс РФ внесены изменения, позволяющие признавать получением взятки (ст. 290 УК РФ), коммерческим подкупом (ст. 204 УК РФ), оказанием противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса (ст. 184 УК РФ) такие случаи, когда за совершение действий (бездействия) в интересах дающего или иных лиц имущество передаётся, услуги имущественного характера оказываются, иные имущественные права предоставляются не самому должностному лицу, либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, а по их указанию другому физическому или юридическому лицу.
Федеральным законом также усилена уголовная ответственность за коррупционные преступления, а также установлена уголовная ответственность за посредничество в коммерческом подкупе, обещание или предложение такого посредничества (ст. 204.1 УК РФ), за коммерческий подкуп (ст. 204.1 УК РФ), дачу или получение взятки, размер которых не превышает 10 тысяч рублей (мелкий коммерческий подкуп – ст. 204.2 УК РФ, мелкое взяточничество – ст. 291.2 УК РФ).
При этом предусмотрена повышенная ответственность за мелкий коммерческий подкуп и мелкое взяточничество в отношении лиц, имеющих судимость за взяточничество или коммерческий подкуп.
Изменения вступили в силу 15.07.2016.
К преступлениям коррупционной направленности уголовным законодательством также отнесены: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), злоупотребление полномочиями лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением (ст. 201 УК РФ), а также иные преступления, совершенные должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.
04.11.2015 вступили в силу нормы Федерального закона от 03.11.2015 № 303-ФЗ, которым внесены изменения в ФЗ № 273, а также Федеральные законы, регламентирующие правовой статус депутатов органов государственной власти и местного самоуправления, а также лиц, замещающих государственные должности субъектов и муниципальные должности в органах местного самоуправления, глав органов местного самоуправления.
Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность в настоящее время обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, вне зависимости от того, осуществляют они свои полномочия на постоянной или непостоянной основе.
Установлена ответственность депутатов представительных органов местного самоуправления. Непредставление или несвоевременное представление ими сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей теперь является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий.
С 17.10.2015 действуют новшества, внесенные Федеральным законом от 05.10.2015 № 285-ФЗ в ФЗ № 273, в Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
В частности, законодатель по-новому определил, что понимается под конфликтом интересов и личной заинтересованностью, а также предусмотрел порядок их предотвращения.
Так, под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) должностного лица, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) должностным лицом и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми указанное лицо, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Непринятие лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение.
Лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, может быть уволен (освобожден от должности) в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных статьей 13.1 ФЗ № 273, а именно:
1) непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является;
2) непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
3) участия лица на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
4) осуществления лицом предпринимательской деятельности;
5) вхождения лица в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Кроме того, ч. 2 ст. 13.1 ФЗ № 273 лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия также в случае непринятия лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненное ему лицо.
Таким образом, руководитель также несет ответственность за подчиненного ему работника.
К предварению Международному Дню борьбы с коррупцией прокуратурой Сергокалинского района проведен комплекс мероприятий правового просвещения в целях формирования нетерпимого отношения граждан к коррупционным проявлениям.
В целях правовой пропаганды, направленной на формирование антикоррупционного поведения граждан, по инициативе прокуратуры Сергокалинского района 08 декабря 2017 г. проведен ряд мероприятий правового просвещения, приуроченных к Международному Дню борьбы с коррупцией, которые реализовывались для различной аудитории и в различных формах, исходя из реальных возможностей, с привлечением сотрудников правоохранительных органов, представителей органов местного самоуправления и СМИ, а также представителей общественных объединений, функционирующих на поднадзорной территории, ориентируясь на наиболее эффективный результат от просветительской деятельности.
Заместитель прокурора района Ибрагим Гамидов принял участие в заседании «круглого стола», организованной прокуратурой Сергокалинского района в администрации МР «Сергокалинский район» на тему «Коррупция в обществе» с приглашением руководителей и ответственных должностных лиц органов местного самоуправления, структурных подразделений администрации МР «Сергокалинский район», председателя Общественной палаты Сергокалинского района, руководителей организаций района.
Повсеместно работниками прокуратуры района организованы и проведены в коллективах Сергокалинской центральной больницы, ОМВД России по Сергокалинскому району, в районном отделении Пенсионного фонда, личные встречи, лекции, беседы на тему «Предупреждение коррупционных правонарушений».
Учащимся 10-11 классов Сергокалинской средней общеобразовательной школы № 2 с. Сергокала проведен «Урок с прокурором» на тему «Что нужно значь о коррупции».
В завершении всех проведенных мероприятий всем присутствующим были переданы правовые памятки (буклеты), разработанные прокуратурой Сергокалинского района на тему «Памятка для граждан по вопросам противодействия коррупции» и «Памятка что нужно знать о коррупции».
Заместитель прокурора
Сергокалинского района
И.М. Гамидов