Сергокала.
В 1846 году было основано урочище Дешлагар как штаб-квартира 83-го Самурского пехотного полка, расположенное у выхода из горного ущелья Ая-Кака. Были построены, кроме крепости, сторожевая башня, складские помещения, конюшня, гауптвахта, церковь, здание казармы на 1500 человек, штаб полка. В 1906 году произошло восстание солдат Самурского полка, которое возглавили Самолленко, Нога, Чаусов, Яновенко и Голубятников. Восстание было подавлено, 239 человек были осуждены, руководители казнены. В Дешлагаре проживали евреи, армяне, поляки и др., которые являлись торговцами, лавочниками и т.д. В 1900 году Дешлагар становится селением. Здесь находились офицерский клуб, церковь, двухклассное училище и т.д.
Название Дешлагар было связано с кустарником гордевины, которым был покрыт склон. По – даргински гордевина – дерш. В 1929 году селение назвали Коркмаскала, а в 1938 году – Сергокала. В 1928 году в селении организовали сельхозартель «Дешлагар», а в 1936 году - колхоз имени Н.Самурского, переименованный в 1938 году имени В.И.Ленина. В 1929 году был создан сельсовет, в том же году открыт педтехникум. В 1935 году его перевели в Буйнакск, а с 1941 года по 1974 год педучилище опять работало в Сергокале, затем было переведено в Избербаш. В годы советской власти была открыта больница на 10 коек, с 1933 года больница находится в бывшей казарме солдат царской армии.
УРАХИ – одно из древних и крупных селений даргинцев, центр союза Каба-дарго. Образовалось в результате объединения поселений Дах1на или К1алг1я бух1нала, Издагиша, Ганзебах1а. Селение было окружено крепостной стеной высотой в 3 метра и шириной от 1,5 метра до 70 сантиметров с бойницами. Крепостные ворота находились в местностях Г1илакъот1, Х1ярх1якъакъри, Дах1на, Г1ялзи, Диргони. Всего было 7 ворот: 3 в верхнем, 4 нижнем ауле. На высоких холмах вокруг селения находились сторожевые башни.
Согласно преданиям, в Урахи приходили войска иноземных завоевателей. Среди них войска Тимура, шахов Персии, царские войска. Переселенцы из Урахи образовали 12 хуторов: Аймаумахи, Чабазимахи, Аямахи, Ванашимахи, Аялизимахи, В. и Н.Махаргимахи, Сугурбимахи, Буцраула, Кьулла-кент, Хапкай-кент, Ая-Бурх1ила.
Вместе с Акуша-дарго в 1819 году Урахинский союз был присоединен к России. С образованием Даргинского округа, разделенного на наибства, Урахи вошло в состав Мекегинского наибства.
Основное занятие населения – земледелие и животноводство. По переписи 1886 года в Урахи с пятью отселками было 1065 домов, пахотных земель - на 10500 сот (700 десятин), сенокосов на 3000 арбы (или 200 десятин), 2120 голов рогатого скота, 3000 овец, 100 лошадей, 25 мельниц, 1 сапожник, 14 каменщиков, 14 плотников, 1 кузнец - всего 30 ремесленников.
МУРГУК – образовалось из 9 поселений: Чиркала кьаси, Урхах1ана, Давдала муза, Бигуб вaц1a, Нанушк1и, Шила г1ила, Г1инц1ала, Хъул-рела бях1, Кlалг1яликила и Мургук. Последнее было расположено на труднодоступной скале. После объединения других поселений в село Мургук селение расширилось по обе стороны горы.
Название селения Мургук, согласно преданиям, возникло от имени девочки, которую звали Мургук. Предание гласит, что один житель селения Башлы разошелся с женой. У них была дочка. Она с отцом осталась в Башлы. Дорога, по которой она ходила в соседнее селение к матери, получила название «Мургук ел» («Путь Мургук»). На этом месте было построено селение, и от названия дороги и местности стало называться Мургук. Когда селение было перенесено на горку Къадила муза, название это было сохранено.
Сохранилось оно и после объединения поселений с Мургук в одно селение.
Согласно переписи 1883 года в Мургуке было 282 двора и 1150 жителей. В Мургуке раньше были талхъаны, жили в местности Къадала муза. Имели в собственности много земель. Работали на них зависимые – раяти.
КАНА-СИРАГИ (место, где образовалось селение) была земля Газихана из Уркараха. Сюда приходили кровники и другие переселенцы, которых выгоняли из других сел. Сначала было селение Кьолабак1и. В этих местах образовалось 7 поселений: Къаркънау, Хъунц1ела, Мург, Гьяргьурти, Кьолабак1и, Ц1уленц1и, Ц1ергъала. В связи с необходимостью защиты от внешних нападений поселения объединились и образовали селение напротив горы Къяба дубура. Отсюда и название возникло - Къяба-сираги. Сирагинцы вместо дубура говорили сирт – Кьяба-сирт. Когда после присоединения к России заказали печать, вместо арабского «б» написали «н». Отсюда и получилось вместо Каба-Сираги Кана-Сираги. Печать не стали менять и название закрепилось за селением.
С трех сторон селение было защищено естественной преградой, а южная и северная стороны были защищены крепостной стеной с двумя башнями и воротами, где караулили по очереди 4 сторожевые. Ключи от ворот находились у сельского кадия.
В 80-х годах X1X века в Кана-Сираги было 183 хозяйства (двора) и 857 жителей. Селение входило в состав Каба-дарго.
КИЧИ-ГАМРИ. Современное селение Кичи-Гамри образовалось из оставшихся в живых жителей города Х1ямур-Дарго. Но селение образовалось не сразу. После разрушения арабами Х1ямур-Дарго, те, кто спаслись, разбрелись по разным местам. Многие ушли в Верхнее Дарго. Первыми поселенцами были потомки тех, кто ушел в Усиша, откуда вернулось несколько хозяйств. Селение образовалось примерно в ХIV веке, о чем свидетельствуют надписи на надгробных памятниках в местности Шейхлах1ябри. Селению было дано название старого города, но с приращением «кичи» (маленький), так как оно находилось под влиянием кумыков. Селение входило в состав Хlямур-Дарго во главе с Утaмышем. Кварталы Хьараул, Бурх1иаул, Хъараул. Вокруг селения вплоть до Маммаула находятся старые захоронения.
МЮРЕГО - одно из крупных даргинских селений, было заселено еще в древности. Вокруг селения находятся археологические памятники различных эпох. Нынешнее селение образовалось из 7 поселений: Мях1ярхъяба (или Шамшагьар), Шила-г1яя (или Шулла-г1яя), Къизала ц1урла муза, Валк1ала ши, Кебяx1 ши (или Батурши), Зергьила дякь, Тат1бела варгьила.
По другим сведениям, здесь были еще поселения: Майдунти, Г1еркай Ц1илда, Мерхънела хъяб, Къаркъaла къада и Чянтула г1яя. Название селения, по одним сведениям, возникло от даргинских слов «мер» (место) и «агарти» (неимеющие). По другим же, от арабского «мураккабун» (объединенный, сложенный) или «мурах1х1абун» (объединенный).
На кладбище сохранились памятники более 400-летней давности, что может свидетельствовать о приблизительном времени принятия ислама мюрегинцами.
На территорию Мюрего приходили войска Тимура, но не смогли взять село. Были здесь также войска персидских шахов Аббаса 1 и Надира. В 1725 году в Мюрего приходили русские войска. Мюрего, согласно данным конца ХVIII века, входило в состав Гамринского магала. В 1819 году мюрегинцы изъявили желание быть в подданстве России. В 1844 году Мюрего поддержало Шамиля, за что село было подвергнуто разгрому царскими войсками во главе с генералом Ренненкампфом. С 1846 года Мюрего находилось в составе Дербентской губернии. С образованием в 1860 году Кайтаго-Табасаранского округа Мюрего находилось в составе Нижнекайтагского наибства в качестве отдельного общества, куда входили также селения Кичи – Гамри и Бурдеки.
В это время Мюрего было одним из крупных сел Кайтаго- Табасаранского округа и имело 528 домов с населением 2760 человек. Она имела 213 десятин пахотной земли, 821,9 десятины пастбищ и 302,1 десятины леса. По количеству крупного рогатого скота Мюрего стаяло на первом месте среди даргинских сел (3384 голов), в среднем более 6 голов, на одно хозяйство. В конце ХIХ века наибства преобразованыв участки. Округа же сохранились вплоть до образования районов после установления советской власти, затем село вошло в состав Дешлагарского района, преобразованного сначала в Коркмаскалинский, а затем в Сергокалинский.
НИЖНИЕ МУЛЕБКИ расположено на хребте Аждагьала шурла бах1. По преданиям, селение возникло раньше Урахи и находилось на вершине у горного хребта. Селение было с трех сторон окружено оборонительной стеной с тремя воротами. Сторожевая башня находилась на горке Цlурла бахl, охраняемой караулами. Еще в раннем средневековье здесь исповедовали христианство армянского толка. Название села связано со словом «мулкъ» или «мулеркъ», означающим на даргинском языке «червь». Это название, как писал К.Ф. Ган, селение получило в связи с тем, что около него ловят пиявок.
Согласно преданиям, приходили войска Тимура, которые якобы разрушили селение после разрушения Герга. Приходили в Нижние Мулебки и войска иранских шахов Аббаса 1 и Надиpа. Селение и состав Урахинского союза (Каба-дарго). Основными занятиями были земледелие и скотоводство. В это время здесь было 561 хозяйство с 2520 жителями, имевшими в собственности 550 голов крупного рогатого скота, 1500 овец и 30 лошадей. Здесь было развито ремесло. Имелись 31 кузнец, 24 плотника, 15 каменщиков и 1 серебряк - всего 71 ремесленник. Ходили на базары Урахи, Цlудахар, Акуша, Уялу-Ая. Селение имело 4 квартала: Хьарша, Хъарша, Бурх1икъат1, Янц1акъат1.
Выходцы из селения Мулебки образовали хутора Миглакаси, Ханц-каркамахи, Къярдмахи, Цурмахи, Арачанамахи, Бах1махи, Бурхlимахи, Айнурбимахи, Улрукимахи.
БУРДЕКИ - было основано выходцами из селения Урахи, Утамыша, Муги. Произошло это после разрушения города Х1ямур-Дарго. Оставшиеся земли его жителей были поделены между селениями Утамыш, Башлы и Урахи. Граница между утамышскими и урахинскими землями проходила примерно в 10 километрах от местности Кьвялцнаула. Для охраны своих земель утамышское общество, где проживали кумыки, подселило на 5 лет 8 хозяйств немногим выше нынешнего селения Бурдеки. Поэтому их называли «ордеги,), что на кумыкском языке означает "верхние". Но здесь не было источника воды, и поэтому эти семьи со временем переселились вниз, где находится селение и ныне. Сюда же стали переселяться отдельные хозяйства из Урахи и Муги. Из Урахи в основном переселились из тухума Гадай-джанайхъала, в результате чего и в Бурдеки образовался такой тухум. Даргинцев в Бурдеки стало больше, и постепенно село превратилось в даргинское. Урахинцы основали кварталы Г1еркъол-къот1 и Ц1яб-къот1, утамышцы – Ясар къот1, мугинцы - Серхьи къот1.