Вопрос предупреждения ситуаций насилия в системе образования очень актуален во всем мире. Насилие и дискриминация в школе негативно сказываются на социально-психологическом климате школы, посещаемости и успеваемости учащихся. В итоге, дети, подвергшиеся насилию в школе, лишаются возможности в полной мере реализовать свое право на образование. Предотвращение насилия и дискриминации в школе является важнейшей задачей органов управления образованием, образовательных учреждений, педагогов, учащихся и их родителей, а также других органов и учреждений.
Пугает скорость распространения среди детей наркомании, алкоголизма, агрессии, насилия, в том числе поражает увеличение количества случаев сексуального насилия между подростками, применения оружия (ножей, заточек и т.п.), использования бит, стальных прутов и прочего «инвентаря» при выяснении отношений друг с другом. Испытав на себе те или иные элементы насилия (чаще всего от людей, которые считались самыми близкими), ребенок, как правило, становится либо подавленным и неспособным занять в жизни активную созидательную позицию, либо агрессивным, озлобленным на окружающий мир. А если добавить к этому ежедневные потоки агрессивной информации, льющейся на детей с экранов ТВ и Интернета, то удивляться бесчувственности и сформировавшемуся спокойному отношению к насилию, как к некой норме жизни у подавляющей части детей не приходится.
Ребёнку легко причинить вред. Большую роль в распространении жестокости к детям неосведомлённость родителей или лиц их заменяющих, о том, какие меры воздействия недопустимы по отношению к ребёнку, непонимание, что не каждое наказание идёт ему на пользу. Немаловажное значение имеет и низкая правовая культура, недостаточные знания законодательных норм, охраняющих права ребёнка и гарантирующих наказание насильников. В том числе нарушение основных прав человека и ребёнка. Сегодня ребенок не может чувствовать себя безопасно ни дома, ни по дороге в школу, либо на улице, ни в школе и т.д. Трудно даже представить, в каком кошмаре живут многие дети: боль, унижение, страхи, стресс, депрессия, мысли о смерти и т.д.
Решение возможно только при организации серьезной, целенаправленной, системной работы профессионалов, хорошо понимающих ее специфику. Работы с семьей, с несовершеннолетними, с молодежью, с педагогами, с осужденными, с будущими родителями, в трудовых коллективах, в сельских поселениях и т.д. Одним словом – всем обществом со всем обществом!
Чтобы справится с проблемой, оказать помощь детям и в перспективе всему обществу, необходимо знать о насилии, жестоком обращении, а самое главное, как помочь и предотвратить, как можно больше.
Жестокое обращение – это, прежде всего, физическое или психическое насилие, применяемое в отношении несовершеннолетнего (нанесение побоев, умышленное причинение легкого вреда здоровью, совершенное без хулиганских побуждений, связывание, систематические угрозы причинения вреда здоровью, сексуальные домогательства и т.п.), издевательство над его личностью (лишение пищи, тепла, воды). Жестокое обращение с детьми может проявляться и в применении к несовершеннолетним недопустимых способов воспитания (грубое, пренебрежительное, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатация детей).
Насилие, совершающееся над ребенком в настоящее время достаточно легко распознать. Синяки, ссадины, царапины, отеки, ожоги и другие физические маркеры распознаются без труда, если не скрыты под одеждой. Известны случаи, когда лишь на уроках физкультуры и плавания обнаруживаются следы от побоев ремнем, скакалками по всему телу. Обозначить проблему и помочь скорректировать поведение такому ребенку может только подготовленный специалист – педагог-психолог, врач-психиатр, психотерапевт.
Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми или насилия над детьми: физическое, сексуальное, психологическоенасилие, моральная жестокость (пренебрежение основными физическими и социально-психологическими нуждами ребёнка).
Защитить ребенка от насилия, в том числе от повторного, предупредить жестокое обращение, наказать насильника помогают существующие законодательные нормы. Правовые нормы, направленные на защиту детей от насилия и пренебрежения, включены в следующие законодательные акты:
— Уголовный кодекс РФ (УК от 13.06.96, №63-ФЗ),
— Уголовно-процессуальный кодекс (УПК от 18.12.01 №174-ФЗ),
— Семейный кодекс РФ (СК от 29.12.95 «223-ФЗ),
— Законы РФ о социальных гарантиях прав граждан, включая несовершеннолетних;
— Закон РФ об образовании (от 10.07.92 №3266-1).
В Уголовном кодексе предусмотрена ответственность за убийство (ст.102,103,106); причинение ущерба здоровью; нанесение телесных повреждений различной степени тяжести (ст.108,109,112); истязание (ст.113); заражение венерической болезнью или СПИДом (ст.115); доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения лицом, от которого он находится в служебной зависимости (ст.210); вовлечение несовершеннолетнего в немедицинское потребление лекарственных и иных средств, не являющихся наркотическими, влекущих одурманивание (ст.210); склонение к употреблению наркотических средств (ст.224) и т.д.
Уголовный кодекс позволяет привлечь к ответственности родителей или лиц, их заменяющих, за пренебрежение интересами ребёнка в тех случаях, когда это повлекло или могло повлечь за собой тяжёлые последствия: ст.106 УК предусматривает ответственность за неосторожное убийство, ст.124 – использование «опеки в корыстных целях или оставление подопечных без надзора и необходимой помощи». Закон позволяет также защитить ребенка от действий, наносящих ущерб его нравственному здоровью. Так, уголовно наказуемыми деяниями являются: вовлечение несовершеннолетнего в пьянство, преступную деятельность, занятие попрошайничеством, проституцией, азартными играми, использование детей для целей паразитического существования (ст.210 УК).
Таким образом, действующий Уголовный кодекс РФ позволяет наказывать виновных в жестоком обращении с детьми и в пренебрежении их интересами, если эти действия или бездействие представляли опасность для жизни ребёнка.
ИПДН ОМВД России по Сергокалинскому району