Не все знают, в каких случаях подарок будет считаться не просто подарком, а взяткой. Попробуем разобраться, в чем состоит разница между подарком и взяткой.
Согласно пп. 6 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственным служащим запрещено получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта РФ и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных ГК РФ. Исключение указано в ст. 575 ГК РФ.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 575 ГК РФ не допускается дарение (за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей) лицам, замещающим государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Этот запрет не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. Полученные этими лицами подарки, стоимость которых превышает три тысячи рублей, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью. При этом лицо, получившее подарок, обязано передать его по акту в орган, в котором оно замещает должность.
В связи с этим возникает проблема. Означает ли фраза «не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей» легализацию взяток в небольшом размере?
Решением данной проблемы служит ч. 2 ст. 572 ГК РФ: «При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением». К такому договору применяются правила, предусмотренные ГК РФ для притворных сделок: «Притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа сделки применяются относящиеся к ней правила».
То есть, основным отличием подарка от взятки является его безвозмездность: передавая подарок, даритель ничего не просит взамен. Взятка же дается за конкретное действие (бездействие) по службе или за общее благоприятствование в пользу дающего или представляемых им лиц. Таким образом, требуется связь между действием и взяткой. Не имеет значения, что было первым — получение взятки и затем определенное действие или сначала действие, а затем взятка. Главное, чтобы до совершения действия между лицами существовала договоренность. В связи с этим различают взятку-подкуп и взятку-благодарность.
Таким образом, если под видом подарка осуществляется плата за действия (бездействие) в интересах дарителя, сделка дарения считается ничтожной, а «подарок» следует признавать взяткой.
Если должностное лицо, не рассчитывая на взятку, совершает действие (бездействие) по службе, а уже затем получает от кого-либо за это заранее не обещанное вознаграждение (благодарность), состава получения взятки не имеется — должностное лицо будет нести ответственность за дисциплинарный проступок, если полученное им вознаграждение составляет более трех тысяч рублей. Поэтому предусмотренная ст. 575 ГК РФ допустимая величина подарка публичным служащим, лицам, замещающим государственные должности, муниципальные должности, служащим Банка России — три тысячи рублей — является границей между правомерным поведением и дисциплинарным проступком, но не получением взятки, минимальный размер которой вообще не установлен законом.
УК РФ рассматривает получение взятки как преступление, которое состоит в получении должностным лицом лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за незаконные действия (бездействие), за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (ст. 290 УК РФ).
На практике встречаются случаи, когда должностное лицо получает ценности в виде взятки, но требуемые действия совершить не может и не собирается. По этому вопросу Пленум Верховного Суда РФ дал следующее разъяснение: «Получение должностным лицом либо лицом денег, ценных бумаг и других материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействие), которое оно не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по статье 159 УК РФ».
Такая позиция представляется весьма спорной, хотя она давно устоялась и применяется в судебной практике и в уголовной теории. Мошенничество является преступлением против собственности, когда лицо, совершающее хищение чужого имущества, выступает в качестве субъекта преступления, а лицо, передавшее имущество мошеннику, является потерпевшим. Взяткодатель сам совершает преступление и поэтому не может признаваться потерпевшим и требовать возвращения ему ценностей, переданных в качестве взятки.
Не вызывает сомнений также необходимость разграничивать понятия подарка и официального награждения работника руководством, регулируемого ст. 191 Трудового кодекса РФ, ст. 55 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими нормативными актами. Последнее, даже в случае, если стоимость подарка-награды превышает 3 тыс. рублей, в полной мере соответствует закону.
Таким образом, понятия «взятка» и «подарок» независимо от размера первой и стоимости второго не пересекаются, а ст. 290 УК РФ и ст. 575 ГК РФ регулируют различные отношения. Дарением признается передача, не предусматривающая встречной передачи вещи или прав либо встречного обязательства. Если же чиновник, получивший что-либо, обязан выполнить какое-то действие или, наоборот, должен бездействовать, связанное с использованием служебного положения и выгодное тому, кто преподносит вещь, то это будет уже не дарение, а взятка.
Помощник прокурора
Сергокалинского района
Ш.М. Магомедрасулов