Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней закреплены на законодательном уровне Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 01.01.2001 года.
Принятый Федеральный закон "О противодействии коррупции" дает определение коррупции, устанавливает основные принципы и организационные основы противодействия коррупции, определяет меры по ее профилактике, устанавливает специальные требования к государственным и муниципальным служащим, предусматривает ответственность физических и юридических лиц за коррупционные правонарушения.
В соответствии с Законом коррупция представляет собой злоупотребление служебным положением, дачу и получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Коррупцией также будет являться совершение данных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данный Закон ввел ряд ограничений для государственных служащих, расширил перечень оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Коснулись законодательные новеллы и УК РФ. В частности, в нем был расширен перечень статей, предусматривающих преступления, за которые может быть назначена конфискация имущества, расширено действие примечаний к ст. 201 УК РФ (в него вошли ст. 304 (провокация взятки либо коммерческого подкупа) и ст. 199.2 (сокрытие денежных средств либо иного имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов). Но главное - существенно увеличена санкция ст. ст. 201 и 204 УК РФ, в результате чего по степени общественной опасности эти преступления сравнялись со ст. ст. 285, 286 и 290 УК РФ, перейдя при наличии квалифицирующих обстоятельств в категорию тяжких и особо тяжких преступлений.
Законодатель ввел новую норму об ответственности за дачу и получение мелкой взятки- в размере до 10 000 рублей, ст.291-2 УК РФ.
Рассматриваемым Законом также предусмотрены меры по профилактике коррупции, одной из которых является формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.
Поэтому о всех ставших известных коррупционных проявлениях со стороны государственных и муниципальных служащих, а так же от имени или в интересах юридического лица необходимо сообщать в правоохранительные органы в т. ч. и путём анонимных обращений.
Помощник прокурора
Сергокалинского района
Ш.М. Магомедрасулов